Содержание:


Кейс-технология

Кейс-технология (от англ «case» — случай) —  интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Основные типы кейсов:

  • проблемные кейсы (результатом является определение и формулирование основной проблемы);
  • проектные кейсы (результатом выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации);
  • описательные кейсы (результатом является описание преимущества и недостатков уже данного решения);
  • кейсы-айсберги (не имеют достаточной информации, необходимо самим узнать и найти информацию, чтобы решить проблему);
  • серийные кейсы (следующий кейс является продолжением предыдущего).

Последовательность работы:
1 шаг – введение в задачу;
2 шаг – сбор информации по кейс-задаче;
3 шаг – принятие решений;
4 шаг – рассмотрение альтернатив;
5 шаг – сравнительный анализ;
6 шаг – презентация решений.

Требования к кейсу:

  • написан понятно, интересно, простым и доходчивым языком;
  • соответствует теме;
  • описывает ситуацию, содержащую проблему (противоречие, вопрос);
  • не содержит подсказок относительно решения проблемы;
  • содержит необходимое и достаточное количество информации для его понимания.

Как написать методическое пособие

Учебно-методические материалы
Все учебно-методические материалы можно подразделить на две большие группы:
1. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям. 
2. Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.

Методические материалы для преподавателей
Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.

Методические материалы для преподавателей — это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.

Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их  цель — оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.

Требования к методическим материалам для преподавателей:

  • информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  • ясность и четкость изложения (популярность);
  • ясность структуры;
  • наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  •  наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
  •  наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.

Методические материалы для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические пособия (разработки).

Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические пособия (разработки) отвечают на вопрос «что?»

Методическая рекомендация:

  • один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
  • методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
  • материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория  должна быть во введении.

Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.

В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).

Методическое пособие (разработка):

  • Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры  и рекомендации.
  • Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся. 

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Примерная структура методического пособия

Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.

Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.

Примерное содержание  основной части: 

  • Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность. 
  • Педагогическая идея (авторский замысел) — изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями стандарта профобразования,  современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.  
  • Процесс реализации педагогической идеи
  • Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.  
  • Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.  
  • Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
  • Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.  

Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).

Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор?  Зачем он предлагает  делать именно так? Как нужно делать,  чтобы получить гарантированный автором результат? 

  • Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности. 
  • Условия применения педагогического опыта. Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные пособия. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления. 

В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 — 3 пункта теории, остальное – практика.                                                            Заключение — до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается,  в каком направлении предполагается работать дальше. 

 Список использованной и рекомендуемой литературы  по проблеме. Список литературы  включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с современными требования нормоконтроля.

Приложения (конкретные практические наработки автора).

Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.

При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. 

Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора. 

Оформление методического пособия:

Оформление приложения — нет номеров страниц.

  • На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое  пособие. 
  • Посередине листа — инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом  необходимо обозначить: Методическое  пособие. 
  • Внизу листа указывается место и год издания. 
  • Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие. 

На обороте титульного листа можно сделать аннотацию.
Обложка — нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.
Титульный лист — считается, но не нумеруется.
Оглавление — пишется там, где есть главы.

Дополнительная информация:
Автор  — тот, кто имеет авторское свидетельство.
Автор-составитель — тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)
Составитель – это тот, кто составляет программы  на основе примерной программы или другой нормативной  документации.
В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.
Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один конкретный вид ссылок в тексте.
Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).
В пособии допускается использование таблиц и рисунков.


Урок по теме «Предложения с обращением»

Технологическая карта урока русского языка в 5а классе по теме «Предложения с обращением».