Содержание:


Работа с детьми группы риска

Алгоритм работы с учащимися «группы риска»
Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся.
Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
Шаг 4. Составить карту учащегося. Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

1. Каждому классному руководителю необходимо:
— составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
— вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями;
— Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.
Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:

  • нарушение Устава школы;
  • систематическое невыполнение домашнего задания;
  • отказ от работы на уроке;
  • нарушение дисциплины на уроке;
  • прогулы учебных занятий;
  • драки, грубость, сквернословие;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков;
  • совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
  • совершение преступления;
  • систематическая порча государственного и личного имущества;
  • издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
  • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
  • совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

3. Постановка на учет возможна:

  • по заявлению классного руководителя;
  • по заявлению администрации школы;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

4. Предоставление документов для постановки на учет.

  • Заявление классного руководителя
  • Характеристика на учащегося
  • Акт посещения на дому
  • Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
  • Выписка оценок за текущую четверть

Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
На учащегося заводится учетная карточка.

5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.
Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.
Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.
Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.

6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета.
Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:

  • Заявление классного руководителя
  • Характеристику на несовершеннолетнего
  • Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата
  • Выписку оценок из классного журнала.

Леворукие дети

Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:

  • сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;
  • недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, «зеркальность» письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;
  • поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам»;
  • слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
  • речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Важная особенность леворуких детей – их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость.

Выраженная эмоциональность леворуких существенно осложняет адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

  • зрительно-моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно-образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки (симптомы) гиперактивного ребенка
1. Ребенок не может оценить самого себя, понять, что он поступает как-то не так.
2. Настроение колеблется очень сильно и в малых временных пределах. На дню по десять раз могут  быть и слезы, и истерический смех.
3. Характерны мелкие кинезы (мелкие нервные движения) — покачивание, дрыгания ногами, кручение пальцев и т. п.
4. Все время клацает переключателем каналов телевизора, долго не в состоянии определиться и остановиться на чем-то одном.
5. Такой ребенок легко начинает гневаться, раздражаться.
6. Самооценка чаще занижена.
7. Часто конфликтует со сверстниками.
8. Плохо переносят неудачи.
9. Вскакивает, пересаживается, залезает на шкаф в неподобающей обстановке.
10. Очень много и быстро говорит.
11. Часто лжет, может воровать  дома и других местах (школа, магазин, родственники), слыть хулиганом.

Дефицит внимания, признаки
1. Не может сосредоточиться на чем-то более 5 минут.
2. Не слушает, что говорят другие.
3. Не в состоянии соблюдать инструкцию.
4. Часто теряет вещи, оставляет на площадках игрушки.
5. Часто все забывает.
6. Легко отвлекается.

Импульсивность, признаки
1. Не может дождаться очереди.
2. Начинает отвечать, не дослушав до конца вопрос.
3. Вмешивается в разговор других, прерывает говорящего.
4. Не умеет подчиняться правилам.

Как работать с гиперактивными детьми

  • Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;
  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса;
  • предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Примирительные круги

Технология, применяемая в примирительных встречах, очень легко может быть транслирована на школьную воспитательную практику практически без всякой трансформации, поскольку глубокий гуманистический потенциал ее универсален в любых социальных ситуациях, затрагивающих интересы людей и тем более детей. Она является вариантом цивилизованного выхода из конфликта. Механизм ее функционирования настолько прост, что не требует никакой специальной подготовки (но соблюдение правил – обязательное условие!). Впервые случайно столкнувшись с этой методикой, я решила, что это как раз то, что сможет наполнить новым нравственным смыслом мою работу с детским коллективом (горькими были воспоминания о печальном окончании моего предыдущего классного руководства безобразной дракой между неплохими, в общем, девочками непосредственно перед выпускными экзаменами). Я злилась на себя за собственное бессилие в той ситуации, затронувшей большое количество людей и казавшейся неразрешимой. В сентябре мне предстояло войти в новый класс и начать все сначала. А в августе я попала на семинар, проводимый английскими медиаторами, по использованию восстановительных технологий в школах. Сейчас мои дети уже в восьмом классе. Методы «росли и взрослели» вместе с ними, вовлекали в свой круг родителей и других учителей. Чувствовала себя все более и более уверенной в их использовании и я.

Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с окружающими и выработки правил общения используется метод «кругов примирения». При использовании этой методики в детском коллективе целесообразно сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему, например: «Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?» Пусть дети научатся слушать друг друга.

В работе с классом по восстановительным технологиям необходимо соблюдать следующие правила проведения «кругов примирения»:

  1. Стулья расставляются по кругу, все участники обращены друг к другу лицом, ведущий сидит в круге вместе со всеми детьми.
  2. Право голоса предоставляет предмет, находящийся в руке (наличие предмета в руках или его отсутствие позволяет четче соблюдать правило: «один говорит – все слушают»); ведущий следит за тем, чтобы предмет передавался в правильной очередности.
  3. О желании высказаться свидетельствует поднятая рука. Иногда дети высказываются по кругу и предмет по очереди переходит из рук в руки.
  4. Ребенок высказывается добровольно, нельзя принуждать его (он заговорит тогда, когда будет к этому готов).
  5. Ко всем высказываниям относятся уважительно, все высказывания принимаются.
  6. Ведущий не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, воздерживается от оценочных комментариев учащихся и их высказываний; его задача заключается в том, чтобы следить за соблюдением всеми участниками правил, снижать «градус эмоций» и помогать сторонам строить диалог для до­стижения соглашения.
  7. При несоблюдении правил «круг» прекращается.

Очень сложно начинать приучать детей сидеть в круге, если класс достаточно большой. Можно начать с половины класса. Чрезвычайно важно, чтобы в процессе работы установились доверительные отношения между всеми участниками и ведущим. Авторитарные формы работы здесь совершенно неуместны.

В дальнейшем, когда дети приняли правила и научились им следовать, они сами определяют тематику «кругов» через «круг-вертушку». Происходит это следующим образом. Дети по очереди высказываются, отвечая на вопрос: «Что хорошее и что плохое произошло c тобой?», а ведущий в конце перечисляет все поднятые проблемы и предлагает проголосовать за ту, которую они хотели бы обсудить в первую очередь. Следует понимать, что дети не могут самостоятельно сформулировать свои проблемы, и их беспокоят и травмируют конкретные жизненные ситуации:

  1. мама обещала отпустить погулять, а потом передумала;
  2. поссорился с другом;
  3. потерял мобильник;
  4. сосед по парте мешает на уроке;
  5. нагрубил одноклассник и т. д.

В задачу ведущего входит сформулировать проблемы и предложить детям определить, какие из перечисленных жизненных ситуаций к ним относятся.

Здесь, может быть, стоит прерваться и объяснить, что дает данная форма работы детям и учителю. Классный руководитель в этой ситуации исходит из интересов и скрытых потребностей ребенка, который пока не в силах четко сформулировать свои проблемы. Вероятно, в каждом классе выявится свой список ситуаций, беспокоящих детей. В чем-то ситуации будут повторяться, а в чем-то проявится уникальность данной конкретной группы детей. Например, в одном классе на вопрос «Что тебе больше всего не нравится в школе?» – большинство детей ответили: «Обзываются». Таким образом, «вертушка» помогла выявить самую болевую проблему для данной группы детей и начать с выработки соответствующего правила. Дети сами сформулировали несколько правил на эту тему, потренировались составлять их в положительных, а не в отрицательных формулировках (без «не»).

В результате таких «кругов-вертушек» и обсуждения конкретных жизненных ситуаций в моем классе за два года были проведены «круги примирения» по восьми темам (табл. 1).

Таблица 1
Тематика проблемных «кругов»

Тема «круга»Обсуждаемые моментыКлассы
1. Это трудное слово»Извини!»Вспомни случай, когда в последний раз обижали тебя, и поделись, что ты при этом чувствовал*. Вспомни случай, когда ты кого-нибудь обидел. Что, ты думаешь, чувствовал тот человек? Что обычно делают люди, когда они понимают, что поступили неправильно? Зачем они просят прощения? Вспомни и расскажи о случае, когда ты просил прощения. Тебе трудно или легко просить прощения? Вспомни, обижал ли ты кого-нибудь из присутствующих и попроси прощения, если ты готов это сделать.1–5
2. Кто-то теряет, кто-то находитВспомни случай, когда ты терял что-нибудь, и расскажи, что ты при этом чувствовал. Вспомни случай, когда ты находил что-нибудь. Что ты делал с этой вещью? Вам когда-нибудь возвращали потерянные вещи? Вы когда-нибудь находили владельцев потерянных вещей? Найденная вещь – это радость или горе?1–6
3. Жизнь без конфликтов**Что такое конфликт? Все ли неприятные ситуации, в которые вы попадали, можно назвать конфликтом? Есть ли конфликты в вашей жизни? С чего начинаются конфликты? Почему это бывает сложно вспомнить? Кто виноват в возникновении конфликта? Какие чувства вы испытываете к человеку, с которым у вас плохие отношения? Вы ощущаете тот момент, когда у вас возникает это чувство? Кто может помочь прекратить конфликт? Что зависит конкретно от тебя?7
4. Зачем человеку панцирь?Были ли такие ситуации в вашей жизни, когда вам не хотелось с кем-нибудь общаться? Почему вам иногда не нравится тот или иной человек? Вспомните какую-нибудь конкретную ситуацию и ваше поведение в этой ситуации.
Что вы делали? По каким признакам можно определить, что человек не хочет с вами общаться? (В этом месте можно провести упражнение на демонстрацию разнообразных эмоций: страх, неприязнь, раздражение и т. п., в ходе которого дети наблюдают за признаками проявления этих эмоций.) Какие способы вы можете предложить, чтобы прекратить ненужное вам или неприятное общение?
6–7
5. Карманные деньгиЧто такое карманные деньги? Бывают ли у вас карманные деньги? Откуда они появляются? На что вы их тратите? Почему иногда родители не дают вам денег? (Содержание вопросов часто определяется ходом разговора и не все вопросы могут быть сформулированы ведущим заранее.)6
6. Как договориться с родителями?***Были ли у вас в последнее время ссоры с родителями? Из-за чего они происходили? Почему мама не отпустила тебя гулять? Почему это тебя обидело? Кто первый начинает повышать голос в таких ситуациях? Пробовал ли ты поговорить с мамой об этом на следующий день в спокойной обстановке? Почему людям сложно общаться, когда они кричат друг на друга? Существуют ли у вас в семье правила? Какие? (В дальнейшем вопросы формулируются о правилах для каждой конкретной ситуации.) Какое семейное правило помогло бы вам в будущем избежать подобных неприятных ситуаций?6–8
7. Как полюбить соседа по парте?****Кто хочет сидеть на уроках за одной партой со своим другом? Почему? Почему учителя не сажают вас вместе с вашими друзьями за одну парту? Почему некоторые ребята просят, чтобы их пересадили? Что значит мешает? Говорили ли вы своему соседу, что вам не нравится, когда он так себя ведет? Как он отреагировал? Можно ли договориться с соседом о каких-нибудь правилах? Каких? Какие из этих правил можно сделать общими для всего класса?5–7
8. Зачем нужны правила?Что вам не нравится в столовой? Почему происходят эти неприятные моменты? (Вопрос отдельно по каждому моменту.)1–6
8. Зачем нужны правила?Что вы можете предложить для того, чтобы это больше не повторялось? Перечислите, пожалуйста, все правила, которые предлагали ребята. С какими из них вы не согласны? Голосуем за принятие правил к исполнению. Кто возьмется за оформление плаката с правилами?1–6

* Ведущий каждый раз начинает откровенно высказываться сам.
** Этот круг может включать в себя конкретные способы управления отрицательными эмоциями (гневом). Но иногда бывает достаточно того, что ребята задумались над этим вопросом и получили некоторый опыт анализа собственных эмоциональных состояний и жизненных ситуаций.
*** Подобные круги целесообразно проводить по времени параллельно с родительскими собраниями. Родительское собрание тоже может быть проведено в форме «круга» и построено на аналогичных вопросах.
**** Если в ходе разговора возникнут отдельные болезненные ситуации, их не следует обсуждать на общем «круге». В дальнейшем работу по ним целесообразно вынести на «малый конфликтный круг».

Общие принципы, соблюдаемые при проведении «кругов»:

  • добровольность участия;
  • приглашение всех вовлеченных в конфликт людей (непосредственных участников, свидетелей и друзей, составляющих группу поддержки);
  • объективность посредника-медиатора (не защищает ни одну из сторон, не выносит решения о чьей-либо виновности, не оказывает ни на кого давления);
  • равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна);
  • уважительное отношение всех участников к мнению других людей;
  • конфиденциальность (ничто из происходящего в «круге» не имеет права быть разглашенным за его пределами).

Для разрешения конфликтов между членами ученического коллектива (класса), затрагивающих слишком деликатные и острые темы, логично организовать примирительные встречи в форме «малого круга».

На них решаются следующие задачи:

  • достижение общего понимания того, что произошло;
  • налаживание диалога между сторонами, направленное на нахождение решения (изменение ситуации и поведения);
  • осознание причиненного вреда и нахождение возможных путей его компенсации.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию.
На уроке географии Рита с двумя подругами Викой и Лизой устроили игру с колпачком от духов Нины с целью вывести ее из себя. После неоднократных требований Нины колпачок был брошен ей на парту, но упал на пол. Нина посчитала оскорбительным для себя поднимать его и потребовала, чтобы это сделала Лиза, но Лиза отказалась. Нина обозвала Риту, и после короткой перепалки Рита бросилась на Нину, побив ее (без нанесения телесных повреждений).

По инициативе классного руководителя был созван «малый круг».

Участники «круга»: Рита, Лиза, Вика, Нина и все одноклассницы, наблюдавшие конфликт.

Медиатор: классный руководитель.

Ход «круга»: выявление участников конфликта и свидетелей, прояснение хода событий и начального момента; выявление причин поступков и эмоционального фона через вопросы: «Что ты чувствовала в тот момент? Что, ты думаешь, чувствовал другой человек в тот момент?».

Привожу дословно наиболее значимые высказывания в процессе проведения «круга» (табл. 2).

Таблица 2

Высказывания участниковРезультаты
Медиатор: Нина, что ты чувствовала, когда начали играть твоим колпачком? Нина: Злость. (Внезапная пауза и взволнованное продолжение.) Я только сейчас поняла, как это обидно. Я ведь тоже вела себя так по отношению к другим людям. (Обращаясь к Лене – свидетельнице конфликта и имеющей тенденцию стать изгоем в классе.) Лена, прости меня, пожалуйста. Я не думала, что это так обидно. Я больше никогда так не буду делать. Оля (подруга Нины, свидетельница конфликта): Лена, прости и меня тоже. Я ведь тоже в этом участвовалаНравственный опыт понимания состояния других людей в аналогичной ситуации и осознание своей вины
Медиатор: Почему вы затеяли эту игру с Нининым колпачком? Вы понимали
в тот момент, что это обидно? Рита: Она сама виновата. Она всегда с нами грубо разговаривала, когда мы просто брали что-нибудь у нее посмотреть. Медиатор: Нина, это действительно так? Если да, то почему? Нина: Рита, потому что я тебя ненавижу. И обзывала я тебя тоже поэтому. Тебя все в классе ненавидят. Медиатор: Что же нам делать в этой ситуации? Нельзя, чтобы взаимная неприязнь перерастала в избиения. Рита: Я не буду просить прощения. Я не считаю, что я виновата. Я никогда ни у кого не прошу прощения. Медиатор: Наша цель не заставить кого-либо просить прощения. Человек просит прощения, если только у него самого есть в этом потребность. Как нам
в дальнейшем предотвратить такие неприятные инциденты, когда накапливается взаимная неприязнь? Рита: Все знают, что я жестокая и многие меня ненавидят и боятся. Со мной лучше вести себя так. Если вы не хотите, чтобы я к вам подходила, прямо мне
в глаза скажите это, и все будет нормально. Медиатор: Нина, тебя устраивает такое окончание вашего разговора? Нина: Да
Приобретение опыта анализа причин, побуждающих к тем или иным поступкам; признание наличия более глубокого конфликта; откровенная декларация своей жизненной позиции; конструктивное предложение по приемлемой для всех линии поведения в конфликтных ситуациях с участием Риты
Лиза: Я хотела бы сказать, что Нина очень смелая. Все Риту боятся, а Нина не испугалась, не стала молчатьПризнание возросшего авторитета Нины со стороны обидчиков

Итоги «круга»: прояснение позиций обеих сторон, понимание причин своих поступков и поступков других людей, признание своей вины и извинения, откровенное признание авторитета Нины со стороны одного из обидчиков, Лизы, что можно рассматривать, как компенсацию морального ущерба; снижение уровня ненависти и агрессии участников конфликта по отношению друг к другу; договоренность о взаимоприемлемой модели поведения в аналогичных ситуациях.

Для решения затяжных конфликтов между детьми и их родителями логично использовать методику «семейных кругов», на которых решаются следующие задачи:

  • достижение общего понимания того, что произошло и происходит;
  • возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;
  • возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;
  • осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.

В «семейных кругах» участвуют только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя ситуацию, задает вопросы каждой из сторон: («Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?» и т. д.) В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.

Явными показателями положительных результатов проделанной работы является то, что дети в целом стали более ответственными и культурными в правовом отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов, демонстрировать неравнодушие к собственному будущему, наличие перспективных планов на него и попытки их реально осуществить.

В конце учебного года мне позвонила родительница и спросила, знаю ли я, что в классе во время каникул произошел серьезный групповой конфликт. Я не знала, расстроилась и стала перебирать в голове разные варианты развития событий. Однако она тут же меня успокоила: оказывается дети созвонились, собрались, долго что-то обсуждали, а потом счастливые разошлись. На следующий день в школе я вглядывалась в их лица, пыталась найти ответ на вопрос: сумели бы они так же безболезненно, не растеряв друзей и успокоив взрослых, выйти из этого конфликта, если бы не было всех этих «кругов», на которых они учились слушать, понимать друг друга и находить причины своих проблем. А еще я вспомнила свою ученицу, которая, вернувшись из зимнего лагеря, взахлеб рассказывала мне, как ей удалось помирить двух рассорившихся «в пух и прах» подруг. А я слушала и про себя отмечала, как грамотно она провела «конфликтный круг». Интересно, она сама поняла, что выступила в роли медиатора?